Как я верстаю. Часть 1 (макет)
Я давно задумал рассказать, как работаю над многостраничными изданиями, и хочу показать процесс на примере журнала «Народная культура Ставрополья». Весь рассказ будет довольно длинным, так что я решил разбить его на части. Первая будет посвящена подготовке макета издания.
0. Введение
Работа над изданием начинается с планирования рубрик, подбора примерных текстов, иллюстративного материала, определения ожидаемого объёма издания. Желательно, чтобы редакционная коллегия вместе с верстальщиком придумала наполнение журнала фактоидами, проводками, цифрами и прочими оформительскими акцентами.
В идеальном мире перед началом работы верстальщика у редакции есть хоть какое-то видение будущего издания, но, как правило, все оформительские и конструктивные решения принимаются по ходу работы над макетом, или хуже — по ходу вёрстки издания.
В этом посте я расскажу о первых трёх шагах в работе над журналом:
- разработка черновых разворотов, от которых нужно отталкиваться в работе;
- подбор параметров для колонки (или нескольких колонок) основного текста;
- поиск подходящего формата издания и зеркала набора.
1. Черновые развороты
Когда мы обсудили пожелания и условия редакторской коллегии журнала, нужно их зафиксировать, и придумать черновые развороты издания.
Есть два пути реализации этого пункта: делать макеты в редакторе, или отрисовать от руки.
Мне нравится планировать макеты на бумаге, ведь как бы быстро я не работал в ИнДизайне, софт сковывает и оттягивает на себя часть внимания.
После недолгих поисков я пришёл вот к такому образу журнала:
Несмотря на то, что эти рисунки сложно назвать дизайн-концепцией, у нас уже есть главные элементы полосы: заркало набора, колонтитулы, решение использовать шестиколонную сетку для полос с колонками 4/6 и 3/6 + 3/6
2. Основной текст
Я немного забежал вперёд с сеткой. Перед тем, как двигаться дальше, нужно решить, какой гарнитурой буду набирать основной текст журнала.
Я выбрал шрифт Kis.
Теперь нужно найти такие параметры: ширина строки, интерлиньяж и кегль шрифта. Сложность здесь в том, что все эти параметры связаны между собой и с форматом издания, который этом этапе представляется лишь в общих чертах: перд началом работы было решено использовать формат немного меньше и стройнее А4.
Чтобы решить, при каких настройках колонки текста из первого пункта будут выглядеть гармонично, пора сделать наброски текста в ИнДизайне и распечатать варианты, чтобы видеть, как читается и воспринимается текст на бумаге.
После долгого сравнения вариантов решено, что основной текст в журнале будет набираться кеглем 10,5 пунктов и интерлиньяжем 13 пунктов. Для строк длиной 40 символов (3 колонки из 6) и 60 символов (4 колонки из 6) это подходящие значения: ритм строк выглядит уравновешенным и спокойным.
Как я говорил ранее, все элементы страницы должны быть связаны между собой, и интерлиньяж основного текста в моём методе — это главная единица, основной модуль. С некоторыми оговорками ему должны быть кратны все элементы на странице: отступ красной строки, размер колонок, размер зазоров между колонками, размер иллюстраций, врезов, фактоидов, и т.д.
3. Формат и зеркало набора
После подбора соотношений колонок, зеркала набора и формата я сделал вот такой макет:
Все значения в макете не случайны, и зависят от ритма строк (интерлиньяжа) основного текста журнала. На иллюстрации заметно, что все элементы разворота построены из самого мелкого модуля — квадрата со стороной, равной значению интерлиньяжа.
Размер странцы равен 585 pt / 819 pt, или примерно 206,5 мм / 289 мм Как я и планировал, формат немного меньше и уже стандартного А4. Так, пропорция сторон А4 составляет 1 к 1,4142857, а в нашем макете стороны страницы соотносятся как 1 к 1,4.
Заключение
На самом деле работа над макетом многостраничного издания несколько сложнее, чем я описал в этом посте: часто приходится возвращаться назад и пересматривать некоторые решения, заниматься поиском более удачных вариантов, иногда просыпается желание играть со шрифтами ッ. Но в целом мой алгоритм работы над макетом именно такой.